понедельник, 24 сентября 2012 г.

Из истории Таллиннского экскаваторного завода

 В послевоенные годы наряду с существующими были созданы многочисленные новые предприятия.
Те, кто постарше, помнят это предприятие как Экскаваторный завод, а остальные - как Talleks. И самые молодые вообще не помнят, как формировалась хаотическая застройка правой стороны Мустамяэ теэ.
У этого завода было много названий и первое – Завод по ремонту сельскохозяйственной техники. О начале строительства в 1940 году вспоминает народный комиссар по сельскому хозяйству Г. Абельс. По его сведениям тогда здесь начали возводить производственные корпуса мебельного завода Rahvamööbel («Народная мебель»). Закончить строительство не успели и осенью 1944 года по адресу Мустамяэ теэ, 6 А (тогда еще Кадака теэ, 4) все еще высились недостроенные стены.
Постановлением Совета народных комиссаров № 1228 от 10 октября 1944 года в Таллинне был основан Завод по ремонту двигателей, который подчинили управлению механизации Наркомата сельского хозяйства (позднее министерства) Эстонской ССР. Предприятие  занималось ремонтом, восстановлением и выпуском запчастей к тракторам, стационарным двигателям, металлообрабатывающим станкам машино-тракторных станций.
16 ноября 1944 года Г. Абельс обратился в Совет народных комиссаров Эстонской ССР с ходатайством выделить этому заводу участок замли, принадлежавший Rahvamööbel. И уже 24 ноября распоряжением Совнаркома № 273 заводу участок со всем к нему принадлежавшим из был передан из ведомства Наркомата машиностроения, легкой и местной промышленности в распоряжение Наркомата сельского хозяйства.
Однако строительство здесь нового завода противоречило существовавшим планам застройки этого района. И  главный архитектор Таллинна В. Типпель в письме руководству Завода по ремонту двигателей от 30 декабря 1944 года рекомендовал построить новый завод на Ласнамяэ. 
Однако крупные хозяйственники оказались сильнее и архитектурные власти были вынуждены согласовать проект и планы строительства на углу Кадака теэ и Палдиски маантеэ.
Строительство должно было начаться в третьем-четвертом кварталах 1945 года, а часть главного здания планировалось сдать к 1 сентября. Датой основания завода указали 14 ноября 1944 года.
На основании акта от 8 декабря 1944 года начальник производственно-технического отдела Наркомата машиностроения, легкой и местной промышленности Моисей Шац и директор мебельной фабрики Rahvamööbel Алиде Калберг передали участок по Кадака теэ, 4 директору Завода по ремонту двигателей Эрнсту Уукиви.
В начальный период директор завода Э. Уукиви и многие работники помогали организовывать строительные работы и изыскивать материалы. Первым бухгалтером стал(а)? Й (?) Паю. Сначала контора завода находилась в доме № 40 по улице Пикк 40, где располагалось управление механизации Совнаркома сельского хозяйства.

(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий