пятница, 4 сентября 2015 г.

Не выдавать обещанный в лотерее приз запрещено

 Автор:  Пилле Калда, эксперт по коммуникациям Департамента защиты прав потребителей

 
 Вероятно, всем пользователям Facebook многократно встречались призывы поставить «лайк» какой-нибудь страничке и поделиться им в своей ленте с друзьями, чтобы принять участие в розыгрыше приза. Особенно часто такие розыгрыши организуются перед определенными датами, а призами в них служит что-то тематическое. К сожалению, иногда те, кто делает репост, остаются вообще без обещанного приза.
В случае заманчивого приза репосты странички исчисляются тысячами. Предприятие таким образом получает множество рекламы, да и для пользователя пару раз нажать на кнопки не составит ведь большого труда. На первый взгляд, все вроде бы хорошо. К сожалению, этого нельзя утверждать обо всех играх, поскольку отнюдь не всегда обещанный в лотерее приз достается тому, кто добросовестно делится ссылкой – приз либо так и остается не разыгранным, либо присуждается в ходе «розыгрыша» выдуманному персонажу, которого даже не существует в Facebook. В случае более сложных схем «победителем» оказывается какой-нибудь друг инициатора розыгрыша или вообще некое третье лицо, которое фактически не принимало участия в игре и, таким образом, не может требовать и приза.
Принимая участие в таких играх в Facebook, потребитель должен понимать, что он добровольно соглашается рекламировать предприятия кругу своих друзей, и шансы получить приз, обещанный за это, зависят как от счастливого случая, так и от того, насколько честен организатор, с которым потребитель имеет дело. В таких играх отсутствуют единые правила, розыгрыши организуются исходя из собственных представлений о честности. В то же время, антиреклама действует как минимум столь же эффективно, как и позитивная реклама, вследствие чего, вероятно, респектабельные предприниматели не будут рисковать приобретением негативной репутации.
К сожалению, в Департамент защиты прав потребителей поступают обращения, в которых потребитель нуждается в совете касательно розыгрышей Facebook, но бывают и подозрения в мошенничестве. В прошлом году в Департамент поступила пара десятков жалоб по поводу потребительских игр, вводящих в заблуждение, из которых как минимум каждая четвертая касалась игр, проводившихся в Facebook. Такие обращения продолжили поступать и в этом году. В основном, жалуются на то, что приз остается не разыгранным, розыгрыш многократно откладывается, или информация о кампании вообще удаляется. Также бывали случаи, когда содержание жалобы было вызвано расхождениями между изображением и реальностью – на основании фотографии люди думали, что речь шла о большом музыкальном центре, а разыгрывался всего лишь большой плакат с изображением музыкального центра. Еще встречалась неудовлетворенность в отношении ошибочной информации: например, когда у предпринимателя проходит сразу несколько розыгрышей, людей информировали о выигрыше планшета, но позже перед ними извинялись, поскольку речь шла о другом розыгрыше, и они выигрывали всего лишь наушники.
Департамент защиты прав потребителей реагирует на каждую поступившую жалобу, проводит проверку обстоятельств и в случае обоснованности жалобы издает как минимум меморандум, а при необходимости – и предписание, или возбуждает производство по делу о проступке.
Поскольку обещать приз, не выдавая описанный приз или разумные равноценные призы по Закону о защите прав потребителей запрещено, Департамент защиты прав потребителей может потребовать прекращения использования приема торговли, вводящего в заблуждение, или назначить штраф за такие действия. Однако потребовать выдачи обещанного приза все же нельзя.
Часто предприниматели совершают ошибки по неведению или невнимательности. Поэтому Департамент защиты прав потребителей составил руководство по проведению развлекательных потребительских игр и торговых лотерей с призовым фондом в размере до 10 000 евро.
 
 
 
Иллюстрация: пропавший приз в Facebook
Пояснение/подпись к иллюстрации:
Пример из жизни: тысячи пользователей прокомментировали страничку «Лотереи Женского дня» и поделились ею, но единственный след, который она оставила – это архив поисковика: там-то и можно найти вопросы обманутых участников, удаленные к настоящему времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий