среда, 17 октября 2012 г.

Из истории Таллиннского экскаваторного завода II


Роберт Нерман
историк
Приказом народного комиссара Эстонской ССР по сельхозработам № 144 от 20 сентября 1945 года предприятие переименовали в Таллиннский завод по ремонту двигателей. А его частенько путают с аналогичным заводом, который находился по адресу Кадака теэ, 6. Но это был подчиненный Главному управлению государственных имений Авто-трактороремонтный завод, который возглавлял Г. Мыттус. А его завод в разное время называли то тракторо-машиноремонтный, то трактороремонтный  , то автотрактороремонтный завод № 1.

Если теперь вернуться к Таллиннскому заводу по ремонту двигателей, то по воспоминаниям коренных жителей этого района, территория будущего предприятия была вполне себе сельской местностью.  Если не считать  небольшие производства на участке по Кадака теэ, 4, то здесь доминировали большие поля, в округе расстилались сенокосы с редкой застройкой. Там и тут пасли коров и другой скот.

В распоряжении Таллиннского завода уже в 1944 году вероятно находился участок земли шириной 98 и длиной 120 метров – рядом с территорией бывшей летней мызы Бланкенталь. Более узкая часть территории прилегала к Мустамяэ теэ.

На заседании исполкома Таллиннского городского совета народных депутатов 13 февраля 1945 года было решено выделить заводу дополнительно около 10 тысяч гектар земли. Граница заводской территории вдоль Мустамяэ теэ доходила до продолжения улицы Вялья. Но продолжения она не получила, возможно, именно из-за расширения Таллиннского завода по ремонту двигателей (позднее – экскаваторного).

В соответсвии с планом, утвержденным в 1946 году Наркоматом сельскохозяйственных работ Эстонской ССР, перед предприятием ставилась задача ремонтировать сельскохозяйственную технику, двигатели и т.п.

В составе завода должны были работать ремонтный, инструментальный и механический цеха. Проектная документация была составлена с учетом их потребностей и строительство началось.

 
По акту, составленному 8 декабря 1944 года, заведующий производственно-техническим отделом Наркомата машиностроения, местной и легкой промышленности ЭССР Моисей Шац и директор мебельного производства Rahvamööbel Алиде Калберг передали участок по Кадака теэ , 4 директору Мотороремонтного завода Эрнсту Уукиви.

Приняв участок от Rahvamööbel, руководство завода совместно с управлением механизации Наркомата сельского хозяйства принялось разрабатывать структуру размещения заводских мастерских. 26 декабря 1944 года был заключен договор с Институтом планирования строительства Наркомата строительства и промышленности дорожного машиностроения ЭССР на составление проекта строительства мотороремонтного завода. 29 августа 1945 года технический проект утвердил архитектурный отдел Таллинна и 14 мая 1946 года – нарком сельского хозяйства СССР.

По проекту площадь пола главного здания составляла 3903 м2, литейного цеха – 595 м2 и склада – 586 м2. Разрешение на строительство завод получил 4 июня 1946 года. Тогда же был заключен договор на строительство производственных зданий со Стройтрестом № 1 Стройуправления № 1. И в августе 1945 года стройтрест приступил к строительству. Техники в то время было кот наплакал, но уже одни только канавы под фундамент, вырытые экскаватором, за короткий срок превратили идиллический уголок в настоящую стройплощадку. Десятки грузовиков доставляли сюда бутовый камень под фундамент, на сооружении которого ежедневно работали от 80 до 100 человек.

Строительные работы то активизировались, то затихали. Штурмовщина как в строительстве, так и в производстве стройматериалов вскоре дала о себе знать. 1 апреля 1946 года выяснилось, что часть кирпичей в недавно сложенной стене раскрошилась. Причина была установлена быстро – слишком короткий период обжига кирпичей, поэтому под воздействием влажности и холода они стали крошиться.

Тогда решили демонтировать 3 трубы и 3 несущих колонны, поскольку бракованные кирпичи оказались в их в нижней части. В нижней части лестницы, где также целые ряды были выложены из бракованных кирпичей, их заменили бетоном, В других местах обошлись малой кровью, разобрав 4-6 рядов.

Тем не менее интенсивное строительство продолжалось. В феврале 1947 года были возведены стены литейки, гаража и склада. Эти помещения размещались в двух зданиях по 750 м2 каждое. Летом того же года завершалась кладка стен. На объекте постоянно было занято от 115 до 120 человек. Кладка шла без проблем, и строители даже на какое-то время опережали график.

Но проблемы начались на строительстве крыши, установке окон и дверей. Нехватка пиломатериалов привела даже к короткой остановке строительства. Проблема обострялась еще и тем, что из Москвы вот-вот должна была прибыть крупная партия механизмов и оборудования для завода. Окажись они под открытым небом, могли бы серьезно пострадать.

Однако обещанный пиломатериал, окна и двери все-таки прибыли. И в августе того же года большая часть главного здания была перекрыта крышей. В это время производственной работой на заводе были заняты 6 человек. А к концу года на Таллиннском мотороремонтном заводе трудились уже 70 человек, из них 43 были молодыми рабочими из Пайдеского промышленного училища.     

 5 сентября 1946 года прежний директор завода Э.Уукиви передал руководство предприятием новому директору Густаву Мытусу. До этого он возглавлял Авто-трактороремонтный завод, который находился рядом (Мустамяэ теэ, 18 А и тогда Кадака теэ, 6), поэтому эти два завода часто считали одним и тем же предприятием.

Ко времени передачи завода стройтрест подвел под крышу помещение отдела ремонта станков. В здании стояли уже застекленные окна. Оставалось сделать полы, возвести внутренние стены и провести отделочные работы. У Стройтреста № 1 были напряженные отношения с руководством Моторо-ремонтного завода, которое требовало начать строительство на основании несогласованного проекта. Ситуация дошла до того, что 9 мая 1946 года все строительные работы на объекте были приостановлены.

Через управление механизации Наркомата сельскохозяйственных работ ЭССР в I половине 1946 года в титул капитального строительства было внесено 600 тысяч рублей.

Первую продукцию предприятие дало в 1947 году. Сначала выпускали запчасти к дизельным двигателям электростанций, а также подшипники для расточных станков, а позднее – зубчатки для тракторов. В 1947 году рабочие завода, в основном молодые, капитально отремонтировали 54 двигателя. Это была серьезная помощь крестьянам и рыбакам, так как после войны техники оставалось мало.

Моторо-ремонтный завод обслуживал машинотракторные станции и машинные товарищества Северной Эстонии. По плану подготовки к весеннему севу в I квартале 1948 года надо было отремонтировать еще 13 тракторных двигателей для МТС и 56 мотоблоков для машинных товариществ. Положение осложнялось тем, что в ремонт их стали доставлять только в середине декабря, а в основном – в январе.

Завод постепенно расширялся. Сентябрьским (1948 г.) постановлением исполкома Таллиннского городского СДТ участок (№ 4185) жилого дома, расположенный на углу Палдиски маантеэ и Кадака теэ площадью в 675 м2, который раньше использовался как садовая земля, присоединили к Мотороремонтному заводу.

 Постановлением Совет министров СССР от 1 февраля 1948 года Таллиннский мотороремонтный завод реорганизовывался в Таллиннский ремонтный завод. На реорганизованном предприятии предусматривался заводской клуб, детские сад и ясли.

Директор завода 19 апреля 1949 года обратился с письмом к главному архитектору Таллинна Вольдемару Типпелю, в котором предлагал построить эти здания в парке, расположенном на углу Палдиски мантеэ и Кадака (Мустамяэ) теэ. В 1953 году на заводе была создана строительная группа, которая продолжила строительство жилого дома на Палдиски маантеэ, начатое Стройтрестом № 1. Заводские строители работали экономнее и качественнее, чем работники стройтреста.

23 декабря 1954 года на Палдиски маантеэ закончили возведение второго жилого дома, отделанного терразитовой крошкой. 2 июля 1956 года на этой же улице был сдан третий жилой дом. Строительная группа построила по улице Механика, 17 заводской детсад и общежитие на территории завода. Были перестроены столовая, медпункт и конструкторское бюро. В ноябре 1956 года началось возведение заводского спортзала. На выпас, находившийся рядом с парком Бланкенталь, завезли стройматериалы и начали готовить фундамент.

Более сложные процессы сопутствовали перестройке производственного процесса. Постановлением Совета Министров СССР от 1 февраля 1951 года Таллиннский мотороремонтный завод переименовали в Таллиннский ремонтный завод. По уставу он подчинялся Министерству сельского хозяйства Эстонской ССР через Главное управление машинотракторных станций.

Завод должен был капитально ремонтировать тракторы и комбайны, а также стационарные двигатели для МТС, изготовлять комплекты затяжек и инструменты для ремонтного оборудования мастерских МТС и тракторных бригад, а также выпускать другую продукцию. Выпуск коренных и шатунных подшипников зависел от работы литейного цеха завода. Именно там отливали детали токарных станков и они весили от 3 до 120 кг. Монтаж станков сначала требовал 15 часов, но к 1954 году это время удалось сократить до 4-5 часов.

До 19 мая 1954 года заводом руководил Арнольд Веймер. После его назначения на пост заместителя министра сельского хозяйства ЭССР новым директором стал Густав Меттус (Метус, Мытус), который до этого был главным инженером завода. А раньше он побывал и на должности директора этого же завода.

Из акта передачи завода известно, что по плану 1954 года предприятие должно было выпустить 600 расточных станков УРБ-ВП. По договору общая стоимость этих станков составляла 5,16 млн. рублей. К 1 мая 1956 года было сдано 250 станков. План также предусматривал капитальный ремонт 200 тракторов. К маю того же года были отремонтированы 82 трактора.

Завод изготвлял также запасные части к дизельным двигателям Maklaren – за год надо было выпустить запчастей на 3,5 млн. рублей. Это была выгодная работа, и за 4 месяца поставил дефицитные запчасти на сумму 1,7 млн. рублей. Кроме того, план предусматривал выпустить 90 000 зубчаток для тракторов СХТЗ. Но поскольку в течение 4 месяцев на завод не поступило необходимое оборудование для их производства, план в этой части выполнить было невозможно.

В то же время продолжалось строительство Авто-трактороремонтного завода № 1, подчиненного Министерству совхозов. 20 мая 1946 года заводу передали участок почти в 1,5 га для раширения промышленных площадей и строительства гаражей. В 1952 году директор завода Лембит Реммельгас передал его новому руководителю Ивану Федорову. Министерство совхозов ЭССР не смогло обеспечить плановое поступление ремонтного фонда на предприятие. Поэтому в 1952 году вместо плановых работ завод перебивался случайными заказами. Возможно министерство не очень заморачивалось по поводу обеспечения предприятия заказами, поскольку оно было сравнительно небольшим. В 1952 году на заводе работали 43 рабочих, 8 вспомогательных рабочих и 1 ученик. Число работников завода не увеличивалось и в последующие годы.

            Судя по составленному в 1952 году заводскому паспорту на участке Мустамяэ теэ18А (тогда Кадака теэ,6) находились три крупных цеха. Самым большим был корпус монтажного цеха на Кадака – промышленное здание из бута 32,3 м длиной и 13 м шириной. По паспорту оно было выстроено в 1870 году. Узкой стороной оно было обращено к Кадака, а за ним находились моторный цех длиной 61,6 м и шириной 9,15 м, административное здание (33,07 х 12 м), механический цех, площадью 392 м2 и объединенные под одной крышей помещения центральной котельной и электросварки, Все здания были одноэтажными и образовывали своеобразное ограждение вдоль Кадака (Мустамяэ) теэ. В центральной части участка находились еще две застроенные территории. В помещениях ближе к Кадака теэ располагались топливный склад, кузница и весовая, мастерские жестянщиков, столяров и гараж. За ними стояло строение побольше, в котором находились склады и часть монтажного цеха.

 Несколько лет завод занимался только ремонтом тракторов и автомобилей для совхозов Эстонии. В 1954 году начали выпускать новые изделия для сельского хозяйства, которые поставлялись в различные регионы СССР.

 В I квартале 1954 года Авто-трактороремонтный завод занимался ремонтом тракторов и тракторных двигателей и успешно справлялся с этой работой. Во II и III кварталах такие работы для завода не были предусмотрены и предприятие специализировалось на выпуске сеноволокуш, каркасов для клеток в пушном животноводстве, аэрогенераторов для уничтожения плодовых паразитов. В отличие от прежних времен завод не выпускал продукцию для крестьян Эстонии, все произведенное отправлялось в разные регионы СССР.

26 августа 1954 года Иван Федоров передал управление заводом Завалгуну Якубову. На заводе в то время трудились 45 рабочих (еще 3 работали по совместительству),7 вспомогательных рабочих и вне производства были заняты 3 человека.

Переход на новую продукцию был связан по началу с большими трудностями. Только к концу 1954 года нормально заработала система снабжения Министерства совхозов СССР, и по данным З. Якубова предприятие выполнило план 1954 года к 1 ноября. В 1955 году ремонт тракторных двигателей составил лишь небольшую часть от общего объема производства. В основном же завод выпускал всевозможные емкости для сельского хозяйства, сеноволокуши, аэрогенератьы и другие механизмы.
18 мая 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 663 началось слияние и реорганизация Таллиннского ремонтного завода и Таллиннского авто-тратктороремонтного завода № 1. В связи с этим директор авто-трактороремонтного завода М.Корнилов передал завод начальнику отдела механизации Министерства совхозов ЭССР Алексею Мюйрисеппу.  
Приказом от 1 апреля 1956 года министра строительства и промышленности дорожного машиностроения СССР были приняты и слиты Таллиннский ремонтный завод Министерства сельского хозяйства ЭССР и Таллиннский авто-трактороремонтный завод № 1 Министерства совхозов ЭССР, и на их базе образован Таллиннский экскаваторный завод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий