среда, 16 марта 2011 г.

Игры в угадайку, или специфика предвыборных опросов

Выборы – золотое, если не сказать хлебное время для социологов и разного рода прогнозистов. Если в обычном режиме им то и дело приходится ломать голову над тем, чего бы еще «эдакого» разузнать у населения, чтобы не скучно было, то в предвыборный период можно, не особо напрягаясь, неплохо жить за счет одного-единственного вопроса: «Кто победит и что ему за это будет?»

Любовь Семенова
Советник по связям с общественностью

В предвыборных опросах более всего заинтересованы политики и СМИ. Как правило, они работают в тесной связке, чтобы за некий гонорар выдать избирателю именно ту информацию, которая «должна» до него дойти и, соответственно, оказать некое воздействие на «простые» умы «простого» электората.
Например, публикуются результаты очередного (которого по счету, сказать трудно) опроса, где вам сообщают, что, согласно результатам исследования, заказанного газетой Х по просьбе политика Y у социологической фирмы Z, партия власти, к которой означенный политик принадлежит, и после выборов останется у власти, потому что пользуется наибольшим доверием избирателей. Все это подкрепляется комментарием директора социологической фирмы Z, считающего, что за месяц до выборов расстановка сил вполне ясна. Ну и, в качестве «контрольного выстрела», добавляется пара-тройка сопутствующих, но как бы не имеющих прямого отношения к результатам исследования, материалов на тему: «Партию власти поддерживают самые успешные, богатые и предпримчивые».
А чтобы уж совсем все всем было понятно, через день-два та же газета выдает результаты еще одного опроса: крупнейшую оппозиционную партию, как оказалось, поддерживают исключительно пенсионеры да клиенты сети дисконтных магазинов. То есть, не самые успешные, богатые и предпримчивые.
Посыл вполне прозрачен. Стесняешь признаться, что ты неудачник, и хочешь, чтобы тебя считали успешным, — голосуй за партию власти. И неважно, каковы в действительности твои дела. Никого твои проблемы не интересуют. Власть уважает только успешных и богатых.
Тот факт, что людей таким образом беспардонно расслаивают по социальному признаку, в расчет не принимается. Как и то, что мнение опрошенных в ходе исследования нескольких сотен человек (зачастую из списка, предоставленного заказавшей опрос газетой), не есть
мнение всего народа.
Но — дело сделано. Мнение граждан сформировано. Официальная точка зрения властей посредством СМИ выдана за мнение общественности. Которая, в свою очередь, привыкла средствам массовой информации доверять. Стало быть, остается только расслабиться и ждать выборов, результаты которых уже не просто спрогнозированы, но даже сомнению не подлежат. Главное, выдавать информацию «о предпочтениях» регулярно и дозированно.
И ведь что интересно: оказывая давление на избирателей через масс-медиа, исследовательские фирмы упорно считают себя стоящими вне игры и старательно делают
вид, что их предвыборные опросы «объективны» и не влияют на поведение избирателей. Одним словом, социологи ведут себя так, словно их исследования предназначаются исключительно для профессиональных политиков, которые их и оплачивают.
Ну, а избиратель, хоть и догадывается о том, кто на кого работает, но, перефразируя А.С. Пушкина, «...обмануть его не трудно! Он сам обманываться рад!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий